ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ им. С.А. КУГЕЛЯ
Международная школа социологии науки и техники — первая в России научно-образовательная структура, призванная обеспечивать дополнительное образование в области социологии науки, социологии техники, научно-технической политики, социологии высшего образования.
Санкт-Петербург по праву может быть назван центром социологии науки в нашей стране. С конца 1960-х годов на базе Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР регулярно проводились по проблематике социологии науки эмпирические исследования, работал методологический семинар, защищались аспиранты, публиковались статьи и монографии. В 1992 году в Санкт-Петербурге была организована Международная школа социологии науки и техники, которая стала новой формой обучения и новым этапом в развитии социологии науки: был установлен постоянный контакт с ведущими зарубежными социологами, научная общественность получила возможность широкого ознакомления с науковедческой проблематикой, и, наконец, (и это, пожалуй, самое главное) – молодежь была привлечена к обсуждению социолого-науковедческих проблем.
Главное в концептуальном обосновании деятельности Школы – новизна исследований. Профессора читают лекции по темам, по которым они внесли существенный вклад в мировую науку. Слушатели участвуют в теоретических и эмпирических исследованиях, получая новые результаты.
Школа знакомит слушателей с новейшими достижениями в области социологии науки, а также способствует повышению квалификации специалистов, научных работников и преподавателей вузов в области социологии науки и техники, научно-технологической политики, социологии высшей школы. Знания в области социологии науки, социологии техники (а это основные курсы, читаемые в Школе) оказываются в высшей степени востребованными научно-технической интеллигенцией.
Важное достижение Школы — сложившийся профессорско-преподавательский состав. Активное участие в работе Школы принимают академик Е. Б. Александров, член-корр. РАН Ю. М. Батурин, академик Ю. С. Васильев, академик Н. Н. Никольский, академик С. Г. Инге-Вечтомов, член-корр. РАН И. И. Елисеева, член-корр. РАН Ж. Т. Тощенко, проф. Я. И. Гилинский, проф. М. Г. Лазар, д.х.н. А. Н. Родный, к.псих.н. А. Г. Аллахвердян, к.ф.н. А. М. Аблажей, а также ведущие ученые академических институтов, профессора вузов из разных регионов России. На одной из сессий выступал Нобелевской лауреат Ж. И. Алферов.
Организатором и бессменным руководителем Школы в течение многих лет (1992–2015) был заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук Самуил Аронович Кугель. В октябре 2015 года Школа вошла в состав Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук и ей присвоено имя С.А. Кугеля.
Школу знают во многих странах мира, в ее работе в качестве преподавателей принимали участие крупные зарубежные исследователи — проф. Б. Паттнаик (Индия), проф. П. Тамаш (Венгрия), проф. Л. Лубрано (США), проф. Х. Хименес (Мексика) и др.
Основу обучающихся в Школе составляют студенты и аспиранты российских вузов. Слушатели приезжают на сессии из Москвы, Великого Новгорода, Воронежа, Владимира, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Тольятти, Томска, Тюмени. Некоторые слушатели участвуют в работе Школы на протяжении всех лет ее существования и «переросли» свой первоначальный статус, став преподавателями.
Каждая сессия имеет свою тематику, но первоначально такого тематического разделения не существовало. Первые четыре сессии Школы носили общий науковедческий характер. С 1994 года у каждой сессии появилась не только своя проблематика, но и порядковый номер. В 1995–1996 годах каждая сессия проводилась в 2 этапа: летний и осенний.
Тематики сессий Школы
Сессия | Год | Название |
1994 | Социологические исследования науки: опыт, проблемы | |
1995 | Наука в системе социальных институтов в кризисный период | |
1995 | Самоорганизация науки в условиях социальных перемен: традиции и новации | |
1996 | Новое в социологии науки и техники | |
1996 | Социология науки: междисциплинарный аспект | |
X | 1997 | Наука, технология, общество: социальные аспекты взаимодействия на рубеже веков |
XI | 1998 | Социологический образ науки и технологий |
XII | 1999 | Национальные системы профессиональных коммуникаций в науке и технологии, экономике и политике |
XIII | 2000 | Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни (лето) |
XIV | 2000 | Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни (осень) |
XV | 2001 | Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям (лето) |
XVI | 2001 | Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям (осень) |
XVII | 2002 | Высокие технологии и качество жизни населения |
XVIII | 2002 | Особенности воспроизводства интеллектуального потенциала в России в переходных условиях |
XIX | 2003 | Социально-экономические, технологические, экологические факторы риска и проблемы безопасности |
XX | 2004 | Новые научные направления и личность ученого |
XXI | 2005 | Роль российских и зарубежных научных фондов в интернационализации науки. Мобильность санкт-петербургских ученых: плюсы и минусы |
XXII | 2006 | Образ ученого в массовом сознании: парадоксы истории и новые альтернативы |
XXIII | 2007 | Фундаментальные социально-экономические проблемы современной науки: история, современность, перспективы |
XXIV | 2008 | Наука в 21 веке: смена поколений |
XXV | 2009 | Социальный портрет ученого |
XXVI | 2010 | Наука, технологии, инновации в ХХI веке: взгляд сквозь призму социологии |
XXVII | 2011 | Инновационные процессы в науке и образовании: современные тенденции |
XXVIII | 2013 | Многообразие традиционных и новых форм в организации науки и высшего образования |
XXIX | 2013 | Социологические исследования новых научных направлений и механизмов формирования интеллектуальных элит |
XXX | 2014 | Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50 лет российской социологии науки. 90 лет проф. С.А. Кугелю |
XXXI | 2015 | Интеллектуальная мобильность в глобальном мире |
XXXII | 2016 | Глобальная наука и международная коллаборация |
XXXIII | 2017 | Научная политика: метрики, акторы и практики |
XXXIV | 2018 | Общество в цифровой эпохе: рro et contra |
XXXV | 2019 | Этос ученого в XXI веке (к 100-летию публикации доклада М. Вебера «Наука как призвание и профессия») |
XXXVI | 2021 | Социальные исследования науки: история и современность (к 90-летию участия советской делегации во II-м Международном конгрессе по истории науки и техники в Лондоне) |
XXXVII | 2023 | Наука и общество в условиях модернизации: в поисках технологического лидерства |
Материалы каждой сессии Школы публикуются в международном рецензируемом периодическом ежегоднике «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» (36 выпусков), в который включаются статьи не только преподавателей Школы, но и слушателей.
Организаторами первых сессий Школы стали Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В течение всего периода существования Школы ее финансировали Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Школу поддерживают Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Совет ректоров вузов города, крупнейшие университеты города, ряд академических институтов, профессиональные ассоциации.
В настоящее время Школа работает в тесном контакте с Социологическим институтом РАН – филиалом Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Объединенным научным советом по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН.
Годы работы Международной школы социологии науки и техники показали, что она является жизнеспособным организмом, в ее существовании заинтересованы десятки исследователей – социологов, науковедов, экономистов, биологов, математиков, физиков. Школа является единственным в своем роде образовательным учреждением в России, дающим уникальную возможность соединить на «одной школьной парте» профессора и начинающего студента, фундаментальную науку и эмпирическое социологическое исследование. Организаторы, преподаватели, слушатели видят перспективы своей работы, понимают ее важность.