Государственное задание

СЕКТОР ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тема: «Академическая наука и государственная власть в России в XVIII-первой трети XX вв. формы и тенденции взаимодействия (к 300-летию основания Санкт-Петербургской академии наук)»
Срок выполнения: 2022-2024 гг.
Руководитель: к.ист.н. А.Ю. Скрыдлов.

Аннотация
Академия наук на протяжении трех веков оставалась одним из решающих факторов формирования научно-образовательного пространства в стране, играла важную роль в культурной и общественной жизни России. Богатый и разнообразный опыт, накопленный в этом плане, во многом не утратил своей значимости и актуальности. Проблема взаимодействия академической науки и государственной власти актуальна в связи с проводимой в последние годы реформой РАН, реорганизацией и изменением системы управления научно-исследовательскими институтами. Цель исследования – провести комплексное изучение и анализ истории взаимоотношений академического научного сообщества и государственных институтов России в XVIII – первой трети XX вв. в широком социально-политическом контексте. Задачами проекта являются: изучить и проанализировать исторический и социально-политически контекст, в котором происходило взаимодействие государственных институтов и академического сообщества в XVIII – первой трети XX вв.; определить и дать объективные характеристику и оценку основным этапам политики государственной власти в отношении академических учреждений и проанализировать особенности каждого из них; суммировать и систематизировать ретроспективный материал о процессе реализации Академией наук государственного заказа в области прикладных исследований, распространения просвещения, экспедиционной деятельности и укрепления международных связей России; исследовать основные принципы, формы и методы истории взаимодействия академических организаций и государственных институтов, определить их значение как для развития науки, так и для эффективного проведения внутренней и внешней политики России. Изучение исторического опыта крайне важно для осуществления взвешенной государственной политики в отношении научных организаций, рационального использования высококвалифицированных кадров, повышения эффективности выполнения государственного заказа на проведение фундаментальных и прикладных исследований. Поиск оптимальных форм взаимодействия власти и научных коллективов на современном этапе, очевидно, требует изучения исторически сложившихся особенностей их взаимоотношений. В преддверии 300-летнего юбилея Академии наук ретроспективный взгляд на историю взаимоотношения власти и академической науки приобретает особую актуальность и позволит укрепить конструктивный диалог между ними, что будет способствовать модернизации страны.
Темы за 2016-2021 годы

Тема «Роль и место Академии наук в развитии фундаментальных исследований и изучении России и сопредельных территорий (XVIII – XX вв.)»
Срок выполнения: 2019–2021 гг.
Руководитель: д.ист.н. В.С. Соболев.
Цель проекта: проведение всестороннего и углубленного изучения истории исследовательской деятельности Академии наук и академических структур (музеев, комиссий, комитетов и др.) по развитию фундаментальной науки и изучению России и соседних стран. В ходе выполнения НИР: будут рассмотрены условия существования Академии наук в разные исторические периоды, причины создания тех или иных академических учреждений и структур, особенности их функционирования, роль исследовательских коллективов, основные результаты деятельности, их взаимодействие с другими академическими структурами и государственными учреждениями, их отношения с органами власти; проведено углубленное и всестороннее исследование истории организации и проведения ряда наиболее значимых научных экспедиций и ученых путешествий на огромных территориях Российского государства и соседних стран, в котором будет отражен сложный процесс формирования на осваиваемых территориях социально-культурного пространства; становления коммуникационных связей между Центром государства и его окраинными территориями; изучен вклад российских исследователей в развитие международного научного взаимодействия и улучшение межгосударственных отношений России и сопредельных государств.

Тема «Академические учреждения и структуры – основа российской фундаментальной науки (XVIII – первая половина XX вв.)»
Срок выполнения: 2017–2018 гг.
Руководитель: д.ист.н. В.С. Соболев.
В ходе реализации проекта будет проведено всестороннее изучение истории создания и деятельности ряда главных учреждений Академии наук. Объектом исследования станет также и история организации и функционирования наиболее важных академических структур (комиссий, комитетов и т.д.). Будет дана оценка личного вклада ряда выдающихся ученых в развитие науки. Для этих целей будет проведено в архивных фондах выявление новых источников и введение наиболее интересных из них в научный оборот. Особое внимание будет уделено анализу результатов научно-прикладных исследований Академии наук, их реального значения в жизни страны.

Тема «Академия наук и российская государственность. Два века истории. 1725-1935. К 300-летнему юбилею РАН»
Срок выполнения: 2014–2016 гг.
Руководитель: д.ист.н. В.С. Соболев.
Основная цель работы – углубленное изучение истории деятельности Академии наук на протяжении двух с половиной веков. Определение ее места и роли в развитии российской государственности. Исследование результатов вклада академической науки в развитие экономики, культуры, образования, военного дела и др. изучение основных тенденций и особенностей развития науки в России.

 


СЕКТОР СОЦИАЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ

Тема: «Когнитивная и социальная институционализация науки: исторические аспекты»
Срок выполнения: 2022-2024 гг.
Руководитель: д.филос.н. Л.Я. Жмудь

Аннотация

Изучение социальной и когнитивной институционализации науки является малоисследованной темой в социальной истории науки. Социальная история чаще фокусируется на внешних контекстах производства знания, уделяя меньшее внимание ценностным аспектам научной деятельности. Проект нацелен на исследование фундаментальной – ценностной – стороны научного творчества, которая мало освещена как в классических, так и в современных исследованиях. Актуальность проекта определяется также и тем, что он предполагает рассмотрение одновременно и когнитивных и социальных аспектов развития науки, которые изучаются, однако, не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и с учетом всей полноты их взаимных связей. Таковой подход достаточно широко применяется в современных социальных исследованиях науки. Цель исследования – рассмотреть отдельные значимые этапы институционализация науки в двух ее наиболее важных и тесно взаимосвязанных аспектах – когнитивном и социальном. Под когнитивной институционализацией науки мы понимаем формирование у ученых общих взглядов на цели и методы исследований. Когнитивная институционализация задает степень взаимопонимания ученых, формирует критерии релевантности проблем и приемлемость их решений, формирует единый объект изучения и конкурирующие способы его объяснения. Идущая наряду с ней социальная институционализация понимается как формирование системы определенных правил и норм, регулирующих поведение ученых, и возникновение на этой основе устойчивых форм поведения, воплощающих в себе культурные ценности и переходящих от одной цивилизации и исторической эпохи к другой, т.е. науки как социального института. В соответствии с широкой принятой теоретической моделью социальной институционализации она состоит из двух уровней, или элементов: нормативного и регулятивного. Научные нормы определяют, на основе принятых ценностей, т.е. представлений о предпочтительном или желаемом, каковы законные средства и способы достижения желаемых целей, иначе говоря, правила игры, представления о добросовестной практике, рамках соревновательности и/или кооперации и т.д. На регулятивном уровне устанавливаются эксплицитные обязательства и законы вместе с системами их контроля, которым субъекты должны следовать под угрозой санкций и в том случае, если они их и не разделяют. Таким образом, можно утверждать, что предложенная тема отвечает одному из наиболее интересных и быстро развивающихся направлений в современных исследованиях науки, что также говорит о ее бесспорной актуальности. Говоря об актуальности проекта, нельзя не указать и на то, что он нацелен на обобщение исторических форм институционализации науки, начиная с античности.

Темы за 2019-2021 годы
Тема «Социальная роль ученого и ее исторические трансформации»
Сроки: 2019–2021 гг.
Руководитель: д.филос.н. Л.Я. Жмудь
Цель исследования – эксплицировать социальную обусловленность научной деятельности в исторической перспективе, осветить процесс формирования и трансформации социальной роли ученого. Хотя в науковедческой и социологической литературе принята точка зрения, что социальная роль ученого и связанная с ней институализация науки возникают в XVII в., есть основания отнести ранние формы этих явлений к античности. Одним из первых результатов исследования будет выявление социальных факторов, способствовавших тому, что наука в античности состоялась в качестве законной и даже престижной социальной деятельности. В качестве отдельного кейса будут рассмотрены основные каналы социализации научного знания в античности, а также участие ученых в разработке системе линейных мер. Непрерывный рост науки в Новое время во многом был обеспечен соревнованием ученых разных стран, лидерство в котором по очереди занимала Италия, Англия, Франция, Германия и США. Каждая страна-лидер выдвигала новые формы организации научной деятельности, позволявшие сделать науку профессией, по-разному решала проблему взаимоотношений науки и государства. Трансформацию роли ученого в XIX–XX вв. предполагается рассмотреть на примере трех отдельных кейсов, первый из которых касается становления географии в России. Несмотря на востребованность географических знаний правительством и военным ведомством, институализация географии как университетской науки в XIX в. проходила с опозданием от Западной Европы. Второй кейс рассматривает более общий процесс рационализации и модернизации, которые в XIX – первой половине XX в. затронули, наряду с другими сферами экономики, сельское и лесное хозяйства России. Для этого все чаще требовалась постановка полноценных естественно-научных исследований, для которых государство привлекало натуралистов в качестве экспертов. Третий кейс касается технического применения научных знаний в XIX–XX вв. В силу ускоренного, по сравнению с другими сферами деятельности, развития науки, государство и общество, зачастую руководствуясь вненаучным критериям, выбирают далеко не лучшие образцы достижений науки и технологии. Во многих случаях такой выбор зависит от предшествующего развития (path dependence). На рубеже XX–XXI вв. социальная роль ученого вновь претерпевает существенную трансформацию, обусловленную внедрением в научно-образовательную деятельность новых принципов государственного управления, которые нацелены на выстраивание ее по образцу бизнес-модели. Атрибутами последней являются конкурсное финансирование, коммерциализация, рейтинги, оплата труда на основе количественных показателей и пр. Происходит дестабилизация науки как автономного института. В этой связи важно проанализировать, как в новых условиях формируются научные коллективы, генерирующие знания, и выявить социальные механизмы профессионального продвижения ученых в условиях глобального рынка. Результатом должна экспликация оптимальной модели исследовательской карьеры в условиях глобального академического рынка.

 


СЕКТОР ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ И ЭКОЛОГИИ

Тема: «Развитие наук о жизни в России в XIX-начале XXI вв. в концептуальном, социокультурном, международном и междисциплинарном аспектах: история и современные вызовы»
Срок выполнения: 2022-2024 гг.
Руководитель: д.биол.н. А.Л. Рижинашвили

Аннотация

Учет исторического опыта развития отдельных дисциплин биологического цикла необходим для лучшего понимания места и роли отечественной биологии в мировой науке и ее воздействия на социальные и структурные трансформации в стране, а также ускорения интеграции российских биологов в мировое научное сообщество, активной пропаганды новейших достижений биологии и медицины в российском обществе, внедрения их в школьные и вузовские программы, успешного использования в практике. Цель исследования – изучить когнитивные и социальные особенности развития основных разделов наук о жизни (эволюционная теория, экология и гидробиология, таксономия, генетика, физиология) в России на протяжении XIX-XXI вв., а также особенности восприятия их содержания и задач в обществе. Задачами проекта являются: воссоздать историю развития теоретической мысли в области систематики животных в России в XIX — в первой половине ХХ века и рассмотреть ее в контексте общемирового развития этой научной дисциплины; раскрыть основные закономерности формирования экосистемных представлений в отечественной водной экологии в XIX-XX вв. с точки зрения особенностей современного этапа развития экологии в целом; изучить особенности исторического пути развития генетики и биохимии от классических представлений к современной молекулярной биологии и биотехнологии на протяжении советского периода отечественной истории; проанализировать отражение социальных условий эпохи и научных достижений в эволюционной теории в рукописном наследии ученых (главным образом, на примере рукописного наследия Ф.Г. Добржанского 1960-х — первой половины 1970-х гг.); исследовать исторические практики получения и рационального использования энтомогенных (получаемых из насекомых) лакокрасочных веществ с точки зрения вопроса о взаимодействии фундаментальной и прикладной биологии; изучить этические аспекты экспериментов в области физиологии человека и животных в XIX в.; рассмотреть особенности современного публичного восприятия наук о жизни, включая его взаимосвязь с историческими закономерностями развития биологических наук.

Темы за 2016-2021 годы

Тема «Становление и развитие основных отраслей эволюционной биологии и экологии в XX-начале XXI веков, включая научные основы охраны природы и публичное восприятие наук о жизни»
Сроки: 2019–2021 гг.
Руководители: д.филос.н. Колчинский Э.И., к.биол.н. Рижинашвили А.Л.
Цель исследования – на базе архивного материала, опубликованных источников и эмпирических данных дать комплексный анализ путей развития отечественных исследований в области эволюционной биологии, генетики, экологии и протистологии, а также форм их институционализации и междисциплинарных взаимодействий, обеспечивающих изучение живого на разных уровнях его организации от молекулярно-генетического до биосферного. Планируется исследовать становление ключевых направлений эволюционной теории, генетики, экологии и протистологии, обеспечивающих теоретическое и методологическое единство для объяснения биоразнообразия и диверсификации на уровне вида и экосистем, их организации и эволюции, а также для планирования природоохранительной деятельности. В рамках изучения проблемы популяризации наук о жизни, достоверности предлагаемой публике научной информации и механизмов ее восприятия, будет проведено комплексное исследование ключевых каналов распространения подтвержденных биологических данных. Более того, через изучение мемуаров, учебной литературы, периодической печати будет исследовано также восприятие наук о жизни обществом, формирование так называемой «popular science» и образа науки в общественном сознании в целом, и показано, как прогресс эволюционной теории, генетики и экологии вызывал и вызывает обостренный интерес общества к этим дисциплинам, провоцируя подчас жесткие дискуссии, необоснованные надежды и опасения (например, социал-дарвинизм, мичуринская биология, евгеника, ГМО, генная инженерия, неокреационизм, неолысенкоизм и др.). С применением метода case-study (кейс-стади) предполагается охватить проблематику формирования образа наук о жизни в подростковой и молодежной среде, провести анализ письменных источников, призванных формировать взгляд на проблемы биологии, а также изучить феномен научной популяризации и борьбы с лженаукой в условиях информационного бума начала ХХI века.

Тема «Когнитивные и социально-культурные аспекты развития фундаментальной и прикладной биологии в XX-начале XXI вв.»
Сроки: 2016–2018 гг.
Руководители: д.филос.н. Колчинский Э.И.
Историко-критический анализ открытий и дискуссий последних десятилетий в различных отраслях фундаментальной и прикладной биологии, а также механизма их восприятия в средствах массовой информации и отражения в общественном сознании, образовании и в литературе.

 


ЦЕНТР СОЦИОЛОГО-НАУКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Темы за 2015-2018 годы

Тема «Карьера молодых ученых (сравнительный анализ академических систем России, Германии и США)»
Сроки: 2018 г.
Руководитель: к.филос.н. С.А. Душина
В условиях глобального академического рынка в странах с развитой экономикой возрастает конкуренция за молодых ученых. В ситуации открытой науки «мозги» перетекают туда, где создаются лучшие условия для профессиональной самореализации и карьерного роста. Цель проекта — на примере академических систем России, Германии и США эксплицировать институциональные и организационные факторы, способствующие или препятствующие академическому продвижению молодых исследователей. Для этого необходимо: выявить структурные особенности научно-образовательной среды, определить практики рекрутинга; изучить условия заключения контракта; проанализировать комплекс мер государственной научной политики РФ, США и Германии, нацеленной на создание благоприятных условий для профессионального продвижения молодых ученых. Особенное внимание будет уделено организационным особенностям деятельности аспирантуры и докторантуры в указанных странах. Работа направлена на выявление оптимальной модели исследовательской карьеры в условиях глобального академического рынка. Теоретические рамки определяются теорией структурного функционализма. В работе планируется использование качественных методов — интервью, а также вторичных источников.

Тема «Карьера молодых исследователей в условиях институциональных изменений (на примере научных и научно-образовательных центров Санкт-Петербурга)»
Сроки: 2015–2017 гг.
Руководитель: к.филос.н. С.А. Душина
Проект нацелен на выявление влияния новых социальных факторов (гранты, контрактный найм, коммерциализация, индивидуальные рейтинги) на вхождение молодых в исследовательскую среду и на их профессиональные перспективы. Было проведено онлайн анкетирование молодых ученых. 

 


СЕКТОР ИСТОРИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК И ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы за 2014-2019 годы

Тема «Путеводитель по античной науке»
Сроки: 2016–2019 гг.
Руководители: д.филос.н. Жмудь Л.Я.
Работа соединяет в себе исторический и систематический анализ античной науки, уделяя равное внимание как росту знания и развитию научных теорий, так и социальному и культурному контексту науки в античности, который до сих пор находился на заднем плане. Задача исследования состоит в том, чтобы осветить а) все периоды истории античной науки с момента ее зарождения в VI в. до н.э. по VI в. н.э.; б) основные научные дисциплины и центры, сформировавшиеся в этот период; в) весь комплекс взаимосвязей античной науки с социумом, властью, техникой, философией, медициной и культурой в целом.

Работа «Становление отечественных физико-технических наук»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководитель: к.филос.н. Савельева Д.Н.
Работа будет посвящена созданию и создателям физико-технических учреждений России, истории разработки ключевых технологий, послуживших развитию экономики страны, о ведущих ученых в этой области (Б.С. Якоби, А.С. Попове, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капице и др.). Будет рассмотрена история деятельности Физико-технического института и история его разделения на сеть физико-технических институтов по всей стране, научные достижения новых направлений физики в нашей стране, зарождение физико-технического образования, научно-технических обществ.

Тема «Система мер длины в древности (Египет, Месопотамия, Греция, Рим)»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководители: к.ист.н. Щеглов Д.А.
Проект ставит своей целью обобщить и проанализировать доступные на настоящий момент знания о системах измерения длины (например: фут, локоть, сажень) и расстояний (например: стадий, миля, схен), использовавшиеся в цивилизациях классической древности. Последние обобщающие труды на эту тему относятся к XIX веку, между тем как за истекшее столетие был накоплен огромный объём нового материала, нуждающегося в систематизации и обобщении. Особенно бурное развитие историческая метрология переживает в последние десятилетия с развитием современных технологий в области изучения археологических памятников. Это ставит на повестку дня необходимость переосмысления на новом уровне многих устоявшихся представлений об исторической метрологии, которые, сложившись уже более ста лет назад, продолжают широко воспроизводиться современной научной литературой. Данную лакуну и предполагает заполнить настоящий проект. Результатом работы по данной теме должна стать серия статей.

Тема «Наука, охрана и рациональное природопользование в Беловежской пуще: взаимодействие ученых, правительственных экспертов и местного знания»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководители: к.биол.н. Федотова А.А.
Хотя Беловежская пуща и беловежские зубры являются одной из самых известных охраняемых природных объектов в Старом Свете, история их изучения, охраны и рационального пользования местными ресурсами в XIX–XX веках базируется в значительной степени на сомнительных источниках. Задачей проекта, проводимого при сотрудничестве с польскими и белорусскими коллегами, является восстановление истории охраны, изучения и рационального пользования ресурсами Беловежской пущи в XIX–XX веках на основе неиспользовавшегося ранее, но весьма обширного комплекса архивных источников. Так как работа ведется в тесном контакте с биологами и экологами Беловежской пущи, её задачей является не только восстановление картины прошлого, но и включение исторических данных в исследования для построения более достоверных моделей динамики и текущего состояния реальных экосистем Беловежской пущи, оценки роли антропогенной нагрузки и «устойчивости» пользования местными ресурсами. На основе документов из архивных фондах России, Белоруссии, Польши и Литвы, а также опубликованных источников, намечено рассмотрение различных аспектов связанных с историей Пущи и зубра, лежащих на грани истории технологии, науки и экологической истории. Так как Пуща достаточно рано привлекла внимание лесных специалистов, значительное внимание будет уделено лесохозяйственным исследованиям, организации «правильного» лесного хозяйства в Пуще и попыткам увеличения ее доходности в XIX – начале XX века. Планы экспертов прикладной науки впрочем, неизменно наталкивались на довольно жесткие ограничения, связанные с необходимостью сохранения популяции зубров, а также с интересами фундаментальной науки по отношению к этому древнейшему из сохранившихся равнинных лесов Европы. Важным аспектом анализа должно стать местное знание и традиционные методы «устойчивого» ведения хозяйства в Пуще и ее окрестностях, а также вмешательство новой имперской бюрократии в управление этими ресурсами, с привлечением экспертов из Петербурга и Германии.

Работа «Становление парадигмы двойных технологий: космическая техника, ядерная и термоядерная энергетика» и в рамках темы «История техники и технических наук»
Сроки: 2014–2016 гг.
Руководитель: к.физ.-мат.н. Дьяков Б.Б.
Наибольшее внимание уделялось историческому аспекту проблемы с привлечением большого материала по истории прорывных технологий эпохи индустриализации в развитых странах, включая Россию и Советский Союз, изучено становление таких технологий, как радио и другие средства связи, химия взрывчатых и боевых отравляющих веществ, инженерные сооружения (например, проволочные заграждения), новейшие для того времени технические средства (авиация, подводные лодки, реактивное оружие и др. Результатом явилась демонстрация существенного доминирования в историческом аспекте предшествующих военным общегражданских технологий, чему был посвящен ряд опубликованных статей и материалов, а также докладов по данной теме на международных и всероссийских конференциях и семинарах.

 


МУЗЕЙ-КВАРТИРА П.К. КОЗЛОВА ГРУППА ПО ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Темы за 2015-2018 годы

Тема «Систематизация, научная атрибуция и каталогизация коллекционного собрания Музея-квартиры путешественника П. К. Козлова: мемориальная библиотека, этнографическая коллекция, предметы религиозного культа, личный архив /документы, письма, фотоархив/»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководитель: к.ист.н. В.В. Лебедева
Петр Кузьмич Козлов – ученый, известный путешественник и участник шести экспедиций, исследователь обширного региона — Центральной Азии, изучавший ее историю, природу и население, внесший огромный вклад в развитие отечественной науки и оставивший после себя богатое научное наследие. Работа над проектом предполагается в следующих направлениях: техническая обработка коллекций предметов материальной и духовной культуры, документального фонда, коллекции фотографий и негативов, а также полное научное описание музейной коллекций. В процессе выполнения проекта будет проводится целевое выявление новых архивных источников по теме, проведение их критического анализа и введение наиболее интересных из них в научный оборот. Техническая сторона работы над научной темой, предполагает: приведение в соответствие со стандартами описи документального фонда; описание фотографий и формирование фотоархива; фотофиксация каждого музейного предмета с целью его идентификации как в рамках инвентарной карточки/паспорта, так и в электронном формате; составление топографических описей предметов/книг находящихся в экспозиции и в фондах музея; формирование документальной базы движения музейных предметов. В процессе работы будут опубликованы статьи сотрудников музея, как результат выступлений на конференциях различных уровней, отражающих основные этапы и результаты работы по главной теме. Полное научное описание и каталогизация коллекции П.К. Козлова даст возможность представить в полном объеме и отдельные мемориальные предметы, как напр. коллекцию огнестрельного и холодного оружия принадлежавшую путешественнику, хранение которой осуществляется вне стен Музея-квартиры, вследствие чего она никогда не выставлялась в экспозиции музея. На основе результатов всех вышеназванных работ, а также научной фотофиксации предметов мемориальной коллекции Музея-квартиры в научный оборот будут введены новые материалы о жизни и деятельности П.К. Козлова.

Тема «История научного освоения Центральной Азии (Монголия, Западный Китай, Тибет) российскими географами-путешественниками в конце XIX – начале XX века. Взаимодействие научной и государственной политические в истории и деятельности совместных российско-монгольчских экспедиций (1940–2000-е гг.)»
Сроки: 2015–2017 гг.
Руководители: к.ист.н. Т.И. Юсупова, д.ист.н. А.И. Андреев
Изучение и оценка вклада группы российских путешественников в научное познание Центральной Азии; рассмотрение геополитического и культурно-цивилизационного аспектов российско-китайского и российско-монгольского взаимодействия. Изучение деятельности российских ученых в Монголии во второй половине XX – первом десятилетии XXI вв. на примере работы совместных историко-археологической, биологической и палеонтологической экспедиций; проанализировать качественные показатели их деятельности, социокультурные, идеологические и политические составляющие организации научного исследования соседнего государства.