29 ноября 2023 года
в рамках Конгресса «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ИННОВАЦИИ В ХХI ВЕКЕ» состоялся круглый стол
«Роль института наставничества в подготовке научно-педагогических кадров», организованный Санкт-Петербургским филиалом Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, одной из целей этого проекта является укрепление и развитие института наставничества, способствующего профессиональному росту молодых специалистов.
Феномен наставничества обсуждался участниками круглого стола комплексно – одновременно как формализованный институт и как сложная и очень персонализированная практика, связанная с передачей неявного знания и специфического набора навыков. Соответственно, проблематика, сопровождающая наставничество, объединяет как институциональные вопросы, так и более тонкие аспекты психологического взаимодействия и лидерства. Для развития и поддержания института наставничества в будущем важно понимать исторический контекст становления его форм, внимательно управлять преемственностью и разрывами в образовательных в управленческих практиках, а также учитывать специфику различных учреждений (в частности, университетов и институтов Академии наук) и дисциплин (естественных, технических, гуманитарных).
Модераторы круглого стола Н.В. Никифорова (СПбФ ИИЕТ РАН) и М.Н. Приемышева (ИЛИ РАН) проблематизировали тему наставничества в контексте развития науки в регионе, а также в рамках современных технологических процессов. К историческому контексту наставничества в СССР обратились А.Н. Сорокин (НИУ ВШЭ СПб) – с точки зрения развития института аспирантуры и управления наукой, А.М. Скворцов (СПбФ ИИЕТ РАН), с точки зрения практик взаимодействия преподавателей и студентов и становления научных школ.
Тема модернизации института наставничества в современных условиях была затронута в докладах Е.Е. Елькиной (СПбФ ИИЕТ РАН) и В.А. Куприянова (СПбФ ИИЕТ РАН). В ряде докладов была подчеркнута значимость неформальных практик взаимодействия между наставниками и молодыми учеными, что особенно ярко было представлено в описании деятельности ученых геологов и ботаников, совместно преодолевающих невзгоды в экспедициях (С.Г. Скублов и А.Б. Кузнецов, ИГГД РАН; Медведева Н.А., БИН РАН).
Академические институты и вузы в своей деятельности уделяют большое внимание не только взаимодействию молодых и маститых ученых, но также наставнической работе молодых ученых по отношению к студентам и школьникам. О своем опыте многоступенчатых наставнических проектов рассказали А.А. Леншин (ВИР РАН), Е.А. Оспищева (СЗГМУ им. И.И. Мечникова). А.Е. Шашурин (ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова) и Я.А. Ивакин (Концерн «ОКЕАНПРИБОР») поделились опытом кооперации промышленного предприятия и военного вуза для продвижения и популяризации российских технологий.
Важность работы с молодыми поколениями и вовлечения их в образовательную деятельность отметил Г.А. Рожков. Инфраструктурные и управленческие аспекты деятельности аспирантуры, материальной и грантовой поддержки молодых ученых и наставников, а также темы профессионального развития наставников охватили в своих выступлениях А.В. Якиманский (ИВС РАН), Н.А. Головин (СПбГУ).
С программой круглого стола можно ознакомиться в приложенных файлах.