Школа СНиТ им. С. А. Кугеля

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ

СОЦИОЛОГИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ им. С.А. КУГЕЛЯ

 

Международная школа социологии науки и техники — первая в России научно-образовательная структура, призванная обеспечивать дополнительное образование в области социологии науки, социологии техники, научно-технической политики, социологии высшего образования.

Санкт-Петербург по праву может быть назван центром социологии науки в нашей стране. С конца 1960-х годов на базе Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР регулярно проводились по проблематике социологии науки эмпирические исследования, работал методологический семинар, защищались аспиранты, публиковались статьи и монографии. В 1992 году в Санкт-Петербурге была организована Международная школа социологии науки и техники, которая стала новой формой обучения и новым этапом в развитии социологии науки: был установлен постоянный контакт с ведущими зарубежными социологами, научная общественность получила возможность широкого ознакомления с науковедческой проблематикой, и, наконец, (и это, пожалуй, самое главное) – молодежь была привлечена к обсуждению социолого-науковедческих проблем.

Главное в концептуальном обосновании деятельности Школы – новизна исследований. Профессора читают лекции по темам, по которым они внесли существенный вклад в мировую науку. Слушатели участвуют в теоретических и эмпирических исследованиях, получая новые результаты.

Школа знакомит слушателей с новейшими достижениями в области социологии науки, а также способствует повышению квалификации специалистов, научных работников и преподавателей вузов в области социологии науки и техники, научно-технологической политики, социологии высшей школы. Знания в области социологии науки, социологии техники (а это основные курсы, читаемые в Школе) оказываются в высшей степени востребованными научно-технической интеллигенцией.

Важное достижение Школы — сложившийся профессорско-преподавательский состав. Активное участие в работе Школы принимают академик Е. Б. Александров, член-корр. РАН Ю. М. Батурин, академик Ю. С. Васильев, академик Н. Н. Никольский, академик С. Г. Инге-Вечтомов, член-корр. РАН И. И. Елисеева, член-корр. РАН Ж. Т. Тощенко, проф. Я. И. Гилинский, проф. М. Г. Лазар, д.х.н. А. Н. Родный, к.псих.н. А. Г. Аллахвердян, к.ф.н. А. М. Аблажей, а также ведущие ученые академических институтов, профессора вузов из разных регионов России. На одной из сессий выступал Нобелевской лауреат Ж. И. Алферов.

Организатором и бессменным руководителем Школы в течение многих лет (1992–2015) был заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук Самуил Аронович Кугель. В октябре 2015 года Школа вошла в состав Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук и ей присвоено имя С.А. Кугеля.

Школу знают во многих странах мира, в ее работе в качестве преподавателей принимали участие крупные зарубежные исследователи — проф. Б. Паттнаик (Индия), проф. П. Тамаш (Венгрия), проф. Л. Лубрано (США), проф. Х. Хименес (Мексика) и др.

Основу обучающихся в Школе составляют студенты и аспиранты российских вузов. Слушатели приезжают на сессии из Москвы, Великого Новгорода, Воронежа, Владимира, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Тольятти, Томска, Тюмени. Некоторые слушатели участвуют в работе Школы на протяжении всех лет ее существования и «переросли» свой первоначальный статус, став преподавателями.

Каждая сессия имеет свою тематику, но первоначально такого тематического разделения не существовало. Первые четыре сессии Школы носили общий науковедческий характер. С 1994 года у каждой сессии появилась не только своя проблематика, но и порядковый номер. В 1995–1996 годах каждая сессия проводилась в 2 этапа: летний и осенний.

 

Тематики сессий Школы

Сессия Год Название
  1994 Социологические исследования науки: опыт, проблемы
  1995 Наука в системе социальных институтов в кризисный период
  1995 Самоорганизация науки в условиях социальных перемен: традиции и новации
  1996 Новое в социологии науки и техники
  1996 Социология науки: междисциплинарный аспект
X 1997 Наука, технология, общество: социальные аспекты взаимодействия на рубеже веков
XI 1998 Социологический образ науки и технологий
XII 1999 Национальные системы профессиональных коммуникаций в науке и технологии, экономике и политике
XIII 2000 Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни (лето)
XIV 2000 Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни (осень)
XV 2001 Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям (лето)
XVI 2001 Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям (осень)
XVII 2002 Высокие технологии и качество жизни населения
XVIII 2002 Особенности воспроизводства интеллектуального потенциала в России в переходных условиях
XIX 2003 Социально-экономические, технологические, экологические факторы риска и проблемы безопасности
XX 2004 Новые научные направления и личность ученого
XXI 2005 Роль российских и зарубежных научных фондов в интернационализации науки. Мобильность санкт-петербургских ученых: плюсы и минусы
XXII 2006 Образ ученого в массовом сознании: парадоксы истории и новые альтернативы
XXIII 2007 Фундаментальные социально-экономические проблемы современной науки: история, современность, перспективы
XXIV 2008 Наука в 21 веке: смена поколений
XXV 2009 Социальный портрет ученого
XXVI 2010 Наука, технологии, инновации в ХХвеке: взгляд сквозь призму социологии
XXVII 2011 Инновационные процессы в науке и образовании: современные тенденции
XXVIII 2013 Многообразие традиционных и новых форм в организации науки и высшего образования
XXIX 2013 Социологические исследования новых научных направлений и механизмов формирования интеллектуальных элит
XXX 2014 Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50 лет российской социологии науки. 90 лет проф. С.А. Кугелю
XXXI 2015 Интеллектуальная мобильность в глобальном мире
XXXII 2016 Глобальная наука и международная коллаборация
XXXIII 2017 Научная политика: метрики, акторы и практики
XXXIV 2018 Общество в цифровой эпохе: рro et contra
XXXV 2019 Этос ученого в XXI веке (к 100-летию публикации доклада М. Вебера «Наука как призвание и профессия»)

 

Материалы каждой сессии Школы публикуются в международном рецензируемом периодическом ежегоднике «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» (35 выпусков), в который включаются статьи не только преподавателей Школы, но и слушателей.

Организаторами первых сессий Школы стали Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В течение всего периода существования Школы ее финансировали Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Школу поддерживают Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Совет ректоров вузов города, крупнейшие университеты города, ряд академических институтов, профессиональные ассоциации.

В настоящее время Школа работает в тесном контакте с Социологическим институтом РАН – филиалом Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Объединенным научным советом по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН.

Годы работы Международной школы социологии науки и техники показали, что она является жизнеспособным организмом, в ее существовании заинтересованы десятки исследователей – социологов, науковедов, экономистов, биологов, математиков, физиков. Школа является единственным в своем роде образовательным учреждением в России, дающим уникальную возможность соединить на «одной школьной парте» профессора и начинающего студента, фундаментальную науку и эмпирическое социологическое исследование. Организаторы, преподаватели, слушатели видят перспективы своей работы, понимают ее важность.

25-29 октября 2021 – XLII Международная научная годичная конференция Перейти