Государственное задание

СЕКТОР ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Тема «Академия наук и российская государственность. Два века истории. 1725-1935. К 300-летнему юбилею РАН»
Срок выполнения: 2014–2016 гг.
Руководитель: д.ист.н. В.С. Соболев.

Аннотация
Основная цель работы – углубленное изучение истории деятельности Академии наук на протяжении двух с половиной веков. Определение ее места и роли в развитии российской государственности. Исследование результатов вклада академической науки в развитие экономики, культуры, образования, военного дела и др. изучение основных тенденций и особенностей развития науки в России.

 

Тема «Академические учреждения и структуры – основа российской фундаментальной науки (XVIII – первая половина XX вв.)»
Срок выполнения: 2017–2018 гг.
Руководитель: д.ист.н. В.С. Соболев.

Аннотация
В ходе реализации проекта будет проведено всестороннее изучение истории создания и деятельности ряда главных учреждений Академии наук. Объектом исследования станет также и история организации и функционирования наиболее важных академических структур (комиссий, комитетов и т.д.). Будет дана оценка личного вклада ряда выдающихся ученых в развитие науки. Для этих целей будет проведено в архивных фондах выявление новых источников и введение наиболее интересных из них в научный оборот. Особое внимание будет уделено анализу результатов научно-прикладных исследований Академии наук, их реального значения в жизни страны.

 

Тема «Роль и место Академии наук в развитии фундаментальных исследований и изучении России и сопредельных территорий (XVIII – XX вв.)»
Срок выполнения: 2019–2021 гг.
Руководитель: д.ист.н. В.С. Соболев.

Аннотация
Цель проекта: проведение всестороннего и углубленного изучения истории исследовательской деятельности Академии наук и академических структур (музеев, комиссий, комитетов и др.) по развитию фундаментальной науки и изучению России и соседних стран. В ходе выполнения НИР: будут рассмотрены условия существования Академии наук в разные исторические периоды, причины создания тех или иных академических учреждений и структур, особенности их функционирования, роль исследовательских коллективов, основные результаты деятельности, их взаимодействие с другими академическими структурами и государственными учреждениями, их отношения с органами власти; проведено углубленное и всестороннее исследование истории организации и проведения ряда наиболее значимых научных экспедиций и ученых путешествий на огромных территориях Российского государства и соседних стран, в котором будет отражен сложный процесс формирования на осваиваемых территориях социально-культурного пространства; становления коммуникационных связей между Центром государства и его окраинными территориями; изучен вклад российских исследователей в развитие международного научного взаимодействия и улучшение межгосударственных отношений России и сопредельных государств.

СЕКТОР СОЦИАЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ

Тема «Социальная роль ученого и ее исторические трансформации»
Сроки: 2019–2021 гг.
Руководитель: д.филос.н. Л.Я. Жмудь
Аннотация
Цель исследования – эксплицировать социальную обусловленность научной деятельности в исторической перспективе, осветить процесс формирования и трансформации социальной роли ученого. Хотя в науковедческой и социологической литературе принята точка зрения, что социальная роль ученого и связанная с ней институализация науки возникают в XVII в., есть основания отнести ранние формы этих явлений к античности. Одним из первых результатов исследования будет выявление социальных факторов, способствовавших тому, что наука в античности состоялась в качестве законной и даже престижной социальной деятельности. В качестве отдельного кейса будут рассмотрены основные каналы социализации научного знания в античности, а также участие ученых в разработке системе линейных мер. Непрерывный рост науки в Новое время во многом был обеспечен соревнованием ученых разных стран, лидерство в котором по очереди занимала Италия, Англия, Франция, Германия и США. Каждая страна-лидер выдвигала новые формы организации научной деятельности, позволявшие сделать науку профессией, по-разному решала проблему взаимоотношений науки и государства. Трансформацию роли ученого в XIX–XX вв. предполагается рассмотреть на примере трех отдельных кейсов, первый из которых касается становления географии в России. Несмотря на востребованность географических знаний правительством и военным ведомством, институализация географии как университетской науки в XIX в. проходила с опозданием от Западной Европы. Второй кейс рассматривает более общий процесс рационализации и модернизации, которые в XIX – первой половине XX в. затронули, наряду с другими сферами экономики, сельское и лесное хозяйства России. Для этого все чаще требовалась постановка полноценных естественно-научных исследований, для которых государство привлекало натуралистов в качестве экспертов. Третий кейс касается технического применения научных знаний в XIX–XX вв. В силу ускоренного, по сравнению с другими сферами деятельности, развития науки, государство и общество, зачастую руководствуясь вненаучным критериям, выбирают далеко не лучшие образцы достижений науки и технологии. Во многих случаях такой выбор зависит от предшествующего развития (path dependence). На рубеже XX–XXI вв. социальная роль ученого вновь претерпевает существенную трансформацию, обусловленную внедрением в научно-образовательную деятельность новых принципов государственного управления, которые нацелены на выстраивание ее по образцу бизнес-модели. Атрибутами последней являются конкурсное финансирование, коммерциализация, рейтинги, оплата труда на основе количественных показателей и пр. Происходит дестабилизация науки как автономного института. В этой связи важно проанализировать, как в новых условиях формируются научные коллективы, генерирующие знания, и выявить социальные механизмы профессионального продвижения ученых в условиях глобального рынка. Результатом должна экспликация оптимальной модели исследовательской карьеры в условиях глобального академического рынка.

 

ЦЕНТР СОЦИОЛОГО-НАУКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Тема «Карьера молодых исследователей в условиях институциональных изменений (на примере научных и научно-образовательных центров Санкт-Петербурга)»
Сроки: 2015–2017 гг.
Руководитель: к.филос.н. С.А. Душина

Аннотация
Проект нацелен на выявление влияния новых социальных факторов (гранты, контрактный найм, коммерциализация, индивидуальные рейтинги) на вхождение молодых в исследовательскую среду и на их профессиональные перспективы. Было проведено онлайн анкетирование молодых ученых.

 

Тема «Карьера молодых ученых (сравнительный анализ академических систем России, Германии и США)»
Сроки: 2018 г.
Руководитель: к.филос.н. С.А. Душина

Аннотация
В условиях глобального академического рынка в странах с развитой экономикой возрастает конкуренция за молодых ученых. В ситуации открытой науки «мозги» перетекают туда, где создаются лучшие условия для профессиональной самореализации и карьерного роста. Цель проекта — на примере академических систем России, Германии и США эксплицировать институциональные и организационные факторы, способствующие или препятствующие академическому продвижению молодых исследователей. Для этого необходимо: выявить структурные особенности научно-образовательной среды, определить практики рекрутинга; изучить условия заключения контракта; проанализировать комплекс мер государственной научной политики РФ, США и Германии, нацеленной на создание благоприятных условий для профессионального продвижения молодых ученых. Особенное внимание будет уделено организационным особенностям деятельности аспирантуры и докторантуры в указанных странах. Работа направлена на выявление оптимальной модели исследовательской карьеры в условиях глобального академического рынка. Теоретические рамки определяются теорией структурного функционализма. В работе планируется использование качественных методов — интервью, а также вторичных источников.

 

СЕКТОР ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ И ЭКОЛОГИИ

 

Тема «Когнитивные и социально-культурные аспекты развития фундаментальной и прикладной биологии в XX-начале XXI вв.»
Сроки: 2016–2018 гг.
Руководители: д.филос.н. Колчинский Э.И.

Аннотация
Историко-критический анализ открытий и дискуссий последних десятилетий в различных отраслях фундаментальной и прикладной биологии, а также механизма их восприятия в средствах массовой информации и отражения в общественном сознании, образовании и в литературе.

 

Тема «Становление и развитие основных отраслей эволюционной биологии и экологии в XX-начале XXI веков, включая научные основы охраны природы и публичное восприятие наук о жизни»
Сроки: 2019–2021 гг.
Руководители: д.филос.н. Колчинский Э.И., к.биол.н. Рижинашвили А.Л.

Аннотация
Цель исследования – на базе архивного материала, опубликованных источников и эмпирических данных дать комплексный анализ путей развития отечественных исследований в области эволюционной биологии, генетики, экологии и протистологии, а также форм их институционализации и междисциплинарных взаимодействий, обеспечивающих изучение живого на разных уровнях его организации от молекулярно-генетического до биосферного. Планируется исследовать становление ключевых направлений эволюционной теории, генетики, экологии и протистологии, обеспечивающих теоретическое и методологическое единство для объяснения биоразнообразия и диверсификации на уровне вида и экосистем, их организации и эволюции, а также для планирования природоохранительной деятельности. В рамках изучения проблемы популяризации наук о жизни, достоверности предлагаемой публике научной информации и механизмов ее восприятия, будет проведено комплексное исследование ключевых каналов распространения подтвержденных биологических данных. Более того, через изучение мемуаров, учебной литературы, периодической печати будет исследовано также восприятие наук о жизни обществом, формирование так называемой «popular science» и образа науки в общественном сознании в целом, и показано, как прогресс эволюционной теории, генетики и экологии вызывал и вызывает обостренный интерес общества к этим дисциплинам, провоцируя подчас жесткие дискуссии, необоснованные надежды и опасения (например, социал-дарвинизм, мичуринская биология, евгеника, ГМО, генная инженерия, неокреационизм, неолысенкоизм и др.). С применением метода case-study (кейс-стади) предполагается охватить проблематику формирования образа наук о жизни в подростковой и молодежной среде, провести анализ письменных источников, призванных формировать взгляд на проблемы биологии, а также изучить феномен научной популяризации и борьбы с лженаукой в условиях информационного бума начала ХХI века.

 

СЕКТОР ИСТОРИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК И ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Работа «Становление парадигмы двойных технологий: космическая техника, ядерная и термоядерная энергетика» и в рамках темы «История техники и технических наук»
Сроки: 2014–2016 гг.
Руководитель: к.физ.-мат.н. Дьяков Б.Б.

Аннотация
Наибольшее внимание уделялось историческому аспекту проблемы с привлечением большого материала по истории прорывных технологий эпохи индустриализации в развитых странах, включая Россию и Советский Союз, изучено становление таких технологий, как радио и другие средства связи, химия взрывчатых и боевых отравляющих веществ, инженерные сооружения (например, проволочные заграждения), новейшие для того времени технические средства (авиация, подводные лодки, реактивное оружие и др. Результатом явилась демонстрация существенного доминирования в историческом аспекте предшествующих военным общегражданских технологий, чему был посвящен ряд опубликованных статей и материалов, а также докладов по данной теме на международных и всероссийских конференциях и семинарах.

 

Работа «Становление отечественных физико-технических наук»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководитель: к.филос.н. Савельева Д.Н.

Аннотация
Работа будет посвящена созданию и создателям физико-технических учреждений России, истории разработки ключевых технологий, послуживших развитию экономики страны, о ведущих ученых в этой области (Б.С. Якоби, А.С. Попове, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капице и др.). Будет рассмотрена история деятельности Физико-технического института и история его разделения на сеть физико-технических институтов по всей стране, научные достижения новых направлений физики в нашей стране, зарождение физико-технического образования, научно-технических обществ.

 

Тема «Путеводитель по античной науке»
Сроки: 2016–2019 гг.
Руководители: д.филос.н. Жмудь Л.Я.

Аннотация
Работа соединяет в себе исторический и систематический анализ античной науки, уделяя равное внимание как росту знания и развитию научных теорий, так и социальному и культурному контексту науки в античности, который до сих пор находился на заднем плане. Задача исследования состоит в том, чтобы осветить а) все периоды истории античной науки с момента ее зарождения в VI в. до н.э. по VI в. н.э.; б) основные научные дисциплины и центры, сформировавшиеся в этот период; в) весь комплекс взаимосвязей античной науки с социумом, властью, техникой, философией, медициной и культурой в целом.

 

Тема «Система мер длины в древности (Египет, Месопотамия, Греция, Рим)»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководители: к.ист.н. Щеглов Д.А.

Аннотация
Проект ставит своей целью обобщить и проанализировать доступные на настоящий момент знания о системах измерения длины (например: фут, локоть, сажень) и расстояний (например: стадий, миля, схен), использовавшиеся в цивилизациях классической древности. Последние обобщающие труды на эту тему относятся к XIX веку, между тем как за истекшее столетие был накоплен огромный объём нового материала, нуждающегося в систематизации и обобщении. Особенно бурное развитие историческая метрология переживает в последние десятилетия с развитием современных технологий в области изучения археологических памятников. Это ставит на повестку дня необходимость переосмысления на новом уровне многих устоявшихся представлений об исторической метрологии, которые, сложившись уже более ста лет назад, продолжают широко воспроизводиться современной научной литературой. Данную лакуну и предполагает заполнить настоящий проект. Результатом работы по данной теме должна стать серия статей.

 

Тема «Наука, охрана и рациональное природопользование в Беловежской пуще: взаимодействие ученых, правительственных экспертов и местного знания»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководители: к.биол.н. Федотова А.А.

Аннотация
Хотя Беловежская пуща и беловежские зубры являются одной из самых известных охраняемых природных объектов в Старом Свете, история их изучения, охраны и рационального пользования местными ресурсами в XIX–XX веках базируется в значительной степени на сомнительных источниках. Задачей проекта, проводимого при сотрудничестве с польскими и белорусскими коллегами, является восстановление истории охраны, изучения и рационального пользования ресурсами Беловежской пущи в XIX–XX веках на основе неиспользовавшегося ранее, но весьма обширного комплекса архивных источников. Так как работа ведется в тесном контакте с биологами и экологами Беловежской пущи, её задачей является не только восстановление картины прошлого, но и включение исторических данных в исследования для построения более достоверных моделей динамики и текущего состояния реальных экосистем Беловежской пущи, оценки роли антропогенной нагрузки и «устойчивости» пользования местными ресурсами. На основе документов из архивных фондах России, Белоруссии, Польши и Литвы, а также опубликованных источников, намечено рассмотрение различных аспектов связанных с историей Пущи и зубра, лежащих на грани истории технологии, науки и экологической истории. Так как Пуща достаточно рано привлекла внимание лесных специалистов, значительное внимание будет уделено лесохозяйственным исследованиям, организации «правильного» лесного хозяйства в Пуще и попыткам увеличения ее доходности в XIX – начале XX века. Планы экспертов прикладной науки впрочем, неизменно наталкивались на довольно жесткие ограничения, связанные с необходимостью сохранения популяции зубров, а также с интересами фундаментальной науки по отношению к этому древнейшему из сохранившихся равнинных лесов Европы. Важным аспектом анализа должно стать местное знание и традиционные методы «устойчивого» ведения хозяйства в Пуще и ее окрестностях, а также вмешательство новой имперской бюрократии в управление этими ресурсами, с привлечением экспертов из Петербурга и Германии.

 

 

МУЗЕЙ-КВАРТИРА П.К. КОЗЛОВА ГРУППА ПО ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

 

Тема «Систематизация, научная атрибуция и каталогизация коллекционного собрания Музея-квартиры путешественника П. К. Козлова: мемориальная библиотека, этнографическая коллекция, предметы религиозного культа, личный архив /документы, письма, фотоархив/»
Сроки: 2017–2018 гг.
Руководитель: к.ист.н. В.В. Лебедева

Аннотация
Петр Кузьмич Козлов – ученый, известный путешественник и участник шести экспедиций, исследователь обширного региона — Центральной Азии, изучавший ее историю, природу и население, внесший огромный вклад в развитие отечественной науки и оставивший после себя богатое научное наследие. Работа над проектом предполагается в следующих направлениях: техническая обработка коллекций предметов материальной и духовной культуры, документального фонда, коллекции фотографий и негативов, а также полное научное описание музейной коллекций. В процессе выполнения проекта будет проводится целевое выявление новых архивных источников по теме, проведение их критического анализа и введение наиболее интересных из них в научный оборот. Техническая сторона работы над научной темой, предполагает: приведение в соответствие со стандартами описи документального фонда; описание фотографий и формирование фотоархива; фотофиксация каждого музейного предмета с целью его идентификации как в рамках инвентарной карточки/паспорта, так и в электронном формате; составление топографических описей предметов/книг находящихся в экспозиции и в фондах музея; формирование документальной базы движения музейных предметов. В процессе работы будут опубликованы статьи сотрудников музея, как результат выступлений на конференциях различных уровней, отражающих основные этапы и результаты работы по главной теме. Полное научное описание и каталогизация коллекции П.К. Козлова даст возможность представить в полном объеме и отдельные мемориальные предметы, как напр. коллекцию огнестрельного и холодного оружия принадлежавшую путешественнику, хранение которой осуществляется вне стен Музея-квартиры, вследствие чего она никогда не выставлялась в экспозиции музея. На основе результатов всех вышеназванных работ, а также научной фотофиксации предметов мемориальной коллекции Музея-квартиры в научный оборот будут введены новые материалы о жизни и деятельности П.К. Козлова.

 

Тема «История научного освоения Центральной Азии (Монголия, Западный Китай, Тибет) российскими географами-путешественниками в конце XIX – начале XX века. Взаимодействие научной и государственной политические в истории и деятельности совместных российско-монгольчских экспедиций (1940–2000-е гг.)»
Сроки: 2015–2017 гг.
Руководители: к.ист.н. Т.И. Юсупова, д.ист.н. А.И. Андреев

Аннотация
Изучение и оценка вклада группы российских путешественников в научное познание Центральной Азии; рассмотрение геополитического и культурно-цивилизационного аспектов российско-китайского и российско-монгольского взаимодействия. Изучение деятельности российских ученых в Монголии во второй половине XX – первом десятилетии XXI вв. на примере работы совместных историко-археологической, биологической и палеонтологической экспедиций; проанализировать качественные показатели их деятельности, социокультурные, идеологические и политические составляющие организации научного исследования соседнего государства.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вышел в свет XXXVI выпуск ежегодника «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» Подробнее
Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: