Гранты

ГРАНТЫ 2015 – 2022

 

 

Грант РФФИ № 17-33-00003 «У истоков институционализации философии в России: Санкт-Петербургское философское общество (к 120-летию создания)»

Срок выполнения: 2017–2019 гг.

Руководитель: д.ист.н. В.С. Соболев

Аннотация
В 2017 г. исполняется 120 лет Философскому обществу, основанному при Санкт-Петербургском Императорском университете. Несмотря на то, что общество просуществовало немногим более 25 лет, оно внесло большой вклад в институционализацию философии как самостоятельной науки в России. Целью предлагаемого является всестороннее и углубленное историко-научное исследование Санкт-Петербургского философского общества в контексте исторической эпохи, в которой проходила деятельность этого научного общества – с 1897 по 1923 г. Время деятельности Санкт-Петербургского философского общества совпало с одним из самых драматических периодов в истории нашей страны. История Санкт-Петербургского философского общества во многом отразила основные проблемы развития российской науки в эпоху войн, революций и социальных потрясений. В состав Общества входили не только философы (В.В. Введенский – председатель, В.С. Соловьев, Э.Л. Радлов, Н.О. Лосский, Н.Г. Дебольский и др.), но выдающиеся ученые – представители других наук: В.М. Бехтерев, И.П. Бородин, А.С. Фаминцын, С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.А. Жебелев, М.И. Туган-Барановский, Н.И. Кареев, А.Ф. Кони, О.Д. Хвольсон и др. Кроме того, подобное общество было воссоздано при Санкт-Петербургском государственном университете в 1994 г. и оно осуществляет свою деятельность до настоящего времени. Можно предположить, что конкретный опыт, накопленный Санкт-Петербургским философским обществом на рубеже XIX-XX вв. может быть интересен и чем-то полезен нынешнему активу общества. Научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что благодаря привлечению широкого круга источников, большинство из которых будет впервые введено в научный оборот, в нем комплексному исследованию будут подвергнуты многогранная деятельность Санкт-Петербургского философского общества, его взаимоотношения с государственной властью, определена его роль и место в процессе институционализации философии в России, охарактеризован вклад выдающихся ученых в деятельность общества, а также показана динамика его социального и численного состава. Исследование будет проведено на большом массиве архивных материалах, отложившихся в архивах Санкт-Петербурга и Москвы.

 

 

Грант РФФИ № 17-03-00171 «Ученые в социальных сетях: способствуют ли академические медиа профессиональной карьере?»

Срок выполнения: 2017–2019 гг.

Руководитель: к. филос.н. С.А. Душина

Аннотация
Проект нацелен на изучение коммуникации ученых в социальных академических сетях, на анализ влияния онлайн медиа на профессиональные оффлайн практики. За последние годы произошли серьезные изменения в ландшафте научных коммуникаций — ученые все больше «запутываются» в виртуальных профессиональных сетях (academia.edu, researchgate и др.) Новые социальные медиа предоставляют ученым новые возможности в продвижении своих исследований, в поисках научного сотрудничества, в получении информации, в организации научных дискуссий, в конструировании академического признания. Онлайн коммуникации в профессиональных сетях становятся неотъемлемой частью повседневных научных практик: «мы познаем и думаем при помощи сети, туда же и отправляем плоды своего творчества». В связи с этим возникает необходимость в социальной рефлексии феномена сетевой академической коммуникации, в исследовании его природы, в верифицированных и генерализованных данных эмпирического исследования виртуального сообщества. Из необходимости такого рода комплексного изучения и вырастает предлагаемый проект, направленный на анализ структуры коммуникативных процессов пользователей академических сетей, на выявление влияния онлайн медиа на профессиональные оффлайн практики. Исследование фокусируется на ключевой проблеме: насколько ученые используют возможности сети для собственного профессионального продвижения — для тестирования гипотез и решения научных задач, для представления результатов исследований, поиска коллабораций, для роста академического авторитета. Научная новизна проекта заключается в экспликации связи между сетевой коммуникацией в виртуальном сообществе и «реальными» профессиональными достижениями, в установлении зависимости между сетевым (виртуальным)и академическим (реальным) капиталом. Для достижения намеченной цели будет проведено эмпирическое исследование. В качестве основного результата планируется верификация предположения, согласно которому социальные академические медиа, наряду с традиционными и хорошо изученными (научный лидер, престиж организации, международные конференции), становятся фактором профессионального продвижения. Подтверждение / опровержение данного предположения будет иметь практическую значимость для организации научных исследований и карьерного менеджмента. Кроме того, сравнительный анализ профилей пользователей позволит выявить различия в коммуникативном поведении в зависимости от области исследований и страны проживания.

 

Грант РФФИ № 18-511-00009 «Научное лидерство и особенности его трансформации в условиях становления инновационной экономики в постсоветских странах (на примере России и Беларуси)»

Срок выполнения: 2018–2019 гг.

Руководитель: к. филос.н. С.А. Душина

Аннотация
Проект направлен на выявление социальных детерминант научного лидерства в условиях становления инновационной экономики двух государств – России и Беларуси. В мире глобальных вызовов конкурентоспособность страны зависит от состояния научно-технологической системы, ее стремления к прорывным исследованиям, иначе говоря, к научному лидерству. Субъектами научно-технологического развития выступают высокопродуктивные группы, возглавляемые учеными – научными лидерами. Конкретная задача проекта — реконструировать на основании концептуального теоретического анализа и эмпирических социологических исследований социальный механизм, институциональные и организационные факторы, способствующие формированию высокопродуктивных научных коллективов под руководством ведущих ученых и выявить препятствующие академическому лидерству барьеры. В качестве базы исследования будет использовано два вида источников. 1. Литература в области социологии научного знания, изучающая научные сообщества в их профессиональной и экспертной деятельности и в их отношении к научному менеджменту. 2.Официальные источники, определяющие конкретные способы управления исследованиями, в частности, критерии эффективности, условия финансирования, а также формулирующие ожидаемый эффект и образ научного лидерства. В результате соотнесения «внешних» ожиданий и «внутренних» возможностей научного лидерства будет вырабатываться гипотеза конструктивных условий формирования и сохранения научного лидерства в условиях становления инновационной экономики. Сформулированные положения о конструктивных условиях формирования и поддержания научного лидерства будут подвергнуты эмпирической проверке, которая является необходимой составляющей нашей исследовательской программы. Полученные результаты будут иметь практическое значение для государственной политики в области науки и инноваций, взявшей курс на академическое лидерство.

 

Грант РФФИ № 18-011-00730 «Когнитивные и социально-культурные аспекты развития фундаментальной и прикладной биологии в XX – начале XXI вв.»

Сроки: 2018–2020 гг.

Руководители: д.филос.н. Колчинский Э.И., к.ист.н. Самокиш А.В.

Аннотация
Цель проекта – дать детальный и комплексный анализ процессов самоорганизации науки в условиях острого социально-политического и экономического кризиса (1917–1922), требовавшего новых форм диалога и взаимодействий учёных с властью и обществом, перестройки всей системы патронажа науки со стороны властных структур, военных ведомств, промышленности и сельского хозяйства. В качестве модельных объектов выбраны Академия наук, научные общества, экскурсионные биологические станции и Общество по распространению естественноисторического образования. Впервые будет показано, как менялось самосознание учёных и педагогов, формы и содержание их деятельности, какие структурные и организационные новации порождались реалиями времени, как в новых условиях создавался потенциал отечественной науки в виде сети научных институтов и обществ с налаженными связями с властью и промышленностью. Будет проанализировано, как вырабатывалась стратегия взаимоотношений научного и педагогического сообщества со сменяющимися властями ради сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны как основы её поступательного развития. Предполагается сделать акцент на том, как начиная с 1917 г. крупные научные структуры при поддержке правительственных ведомств обеспечивали единство научно-прикладных исследований в масштабах всей страны и переход к государству главной функции в финансировании исследований, к их централизованному планированию и внедрению правительственных заказов в науке. Революция и Гражданская война сыграли важную роль в национальной самоидентификации научного и педагогического сообщества России, связанной с перестройкой международных связей, миграцией учёных и признанием самодостаточности российской науки, что вело к её ускоренной институционализации. Актуальность данного исследования определяется поиском путей реформирования науки и образования в настоящее время, для успеха которого полезно учесть опыт одного из самых драматических периодов в истории отечественной науки.

 

Грант РФФИ № 18-011-00258 «Разработка методов сравнительного анализа картографических памятников прошлого (античность, исламский мир, средневековый Китай, Европа Нового времени)»

Сроки: 2018–2020 гг.

Руководители: к.ист.н. Щеглов Д.А.

Аннотация
Задача проекта заключается в том, чтобы провести сравнительный анализ особенностей четырёх важнейших традиций математической картографии (античной, исламской, китайской средневековой и европейской Нового времени) на материале наиболее показательных памятников: «Географии» Птолемея (ок. 150 г.), «Книги картины Земли» ал-Хорезми (ок. 837–846 гг.), «Карты следов Юя» (1136 г.) и карты Тартарии (1687 г.) Николааса Витсена (которая представляет особый интерес как первое столь детальное изображение азиатской части России). Значимость этого исследования определяется тем, что основной упор в нём будет делаться на использование строгих картометрических методов анализа исторических карт – направлении, которое стало активно развиваться в последнее десятилетие и рассматривает карту в терминах точных оценок расстояний и координат и их погрешностей относительно принятых современных значений. Фундаментальной задачей, стоящей за всем проектом, является разработка и совершенствование самих методов картометрического анализа, чему способствует возможность апробировать их на разном историческом материале. Актуальность проекта связана с тем, что разработкой и применением картометрических методов в нашей стране почти никто не занимается. Результаты планируется опубликовать в серии статей в изданиях, индексируемых в Web of Science и/или Scopus, а также предполагается в ряде популярных публикаций в доступной для неспециалистов форме изложить основные принципы картометрических методов. Проект призван стимулировать развитие в отечественной науке новейших цифровых подходов к изучению исторических карт и будет интересен не только специалистам по истории картографии, но и широкому кругу историков. Научная новизна проекта состоит в том, что в нём впервые делается попытка сравнительного анализа типологически схожих памятников картографии, принадлежащих к разным историческим эпохам и культурным контекстам. Кроме того, карты ал-Хорезми и Н. Витсена с позиций картометрических подходов не анализировались ещё никогда.

 

Грант РФФИ № 20-011-42014 «Петровская Академия наук в трудах российских историков (исследование и подготовка публикации)»

Сроки: 2020–2022 гг.

Руководители: д.ист.н. Смагина Г.И.

Аннотация
Целью данного проекта является подготовка издания научного наследия ведущего отечественного историка Петербургской Академии наук Юдифь Хаимовны Копелевич (1921–2009), авторитет которой признан далеко за пределами России. При всем обилии литературы по истории академического движения в XVIII в., основание и ранний период деятельности Академии наук не нашли достаточного отражения в научных трудах и до сих пор остаются малоизученными. Самыми значительными работами по этой проблематике являются труды (монография «Основание Петербургской академии наук) и целого ряда публикаций (их общее число превышает 200) Ю.Х. Копелевич, в которых основание Академии наук рассматривается в контексте общей направленности петровских преобразований и организации науки в европейских странах в этот период. Работы Ю.Х. Копелевич подготовлены с использованием большого массива архивного материала XVIII века на латинском, немецком и французском языках. Данное исследование будет сфокусировано на проведение историко-научного анализа публикаций Ю.Х. Копелевич по истории Академии наук и подготовке развернутых комментариев и вступительной статьи с учетом новых архивных материалов и современной литературы; составлении очерка научной и научно-организационной деятельности Ю.Х. Копелевич, библиографии ее трудов, указателя литературы о ней. Новые источники и методологические подходы позволят уточнить исторические факты о создании Академии наук, мотивациях Петра I, роли отдельных исторических персоналий в этом процессе, значение создания Петербургской Академии наук для развития науки и культуры в России и европейской науки. Обширное научное наследие Ю.Х. Копелевич сегодня лишь в незначительной мере вписано в историографию Академии наук. Ее сочинения по истории Петровской Академии изданы 40–50 лет назад, небольшими тиражами, в различных периодических изданиях и большей частью малодоступны. Их всестороннее изучение представляется особенно актуальным в преддверии 300-летия Российской академии наук. Результаты исследования будут представлены в виде серии статей в журналах, индексируемых в базах WoS (Scopus) и РИНЦ, подготовки рукописи сборника трудов Ю.Х. Копелевич по истории основания Петровской Академии наук с комментариями, вступительной и биографическими статьями, указателем литературы, аннотированным именным указателем.

 

Грант РФФИ № 17-03-00113 «Академия наук в контексте просветительских начинаний Екатерины II: дневники и письма академика Якоба Штелина (1766-1786)»

Сроки: 2017–2019 гг.

Руководители: д.ист.н. Смагина Г.И.

Аннотация
Проект ставит своей целью введения впервые в научный оборот Дневников и эпистолярного наследия академика Якоба Штелина за 1766-1786 гг. Этот ценный корпус документов является уникальным источником для изучения научной, общественно-политической и культурной действительности России XVIII в., позволяет определить место Петербургской Академии наук в жизни Российской Империи в период просветительских реформ Екатерины II. Итогом работы над проектом станет рукопись монографии, которая будет содержать подготовленные для публикации рукописи Дневников и писем академика Якоба Штелина за 1766-1786 гг. на языке оригинала и перевод, вступительную статью, комментарии и аннотированный указатель (объем 15 а.л.).

 

Грант РФФИ № 20-011-00509 «Институализация античной науки через практику преподавания математических дисциплин»

Сроки: 2020–2022 гг.

Руководители: д.филос.н. Жмудь Л.Я.

Аннотация
Следуя классическим трудам Р. Мертона и Дж. Бен-Дэвида, становление науки как автономного социального института принято датировать XVII в. В литературе по античной науке вопрос о ее социальных основаниях либо не ставился, либо решался негативно: так, Дж. Ллойд, один из главных авторитетов в этой области, считает, что «наука не имела признанного места в античном обществе». Слабость организационных форм античной науки не следует, однако, принимать за отсутствие ее социального признания. Исследование античной науки как социального института, системы ее норм и ценностей, ее постепенной интеграции в культурную и социальную практику позволяет нам предложить иную точку зрения на эволюцию науки. Поскольку субъектом науки является научное сообщество, античную науку нельзя считать делом отдельных личностей, иначе бы научные нормы и ценности не могли эффективно воспроизводиться в каждом поколении, позволяя сложиться на этой основе устойчивым научным дисциплинам (mathēmata) – геометрии, арифметике, астрономии, гармонике и др. Развитие и дифференциация mathēmata в VI–IV вв. до н.э. стало возможным потому, что основные ценности и нормы, разделяемые учеными, совпадали, полностью или частично, с ценностями и нормами греческого полиса. Повышенная соревновательность и стремление к славе, присущие господствующей в обществе аристократии, оказались в числе основных мотиваций к научной деятельности в античный период. Это во многом и обеспечило науке признание в качестве законной и даже престижной деятельности. На этой почве в I в. до н.э. зарождается новая социальная практика, способствовавшая укоренению науки в обществе. Преподавание четырех mathēmata (будущего квадривиума поздней античности и средневековья), которым ранее обучали лишь специалистов, входит в программу обычного высшего, т.е. после-школьного образования юношей (enkyklios paideia). В ходе этой трансформации, растянувшейся на несколько веков и совпавшей с постепенным упадком самой науки, в высших слоях общества появилось немалое число людей, знакомых, пусть и в разной степени, с научными знаниями и методами своей эпохи. Став впервые в истории непременной составной частью образования, mathēmata укоренились в обществе в той мере, которая позволила им пережить, пусть и с серьезными потерями, переход от античности к средневековью, когда объем и качество научных знаний резко снизились, а их сохранение стало частью социальной роли клирика. Преподавание квадривиума было воспринято и развито арабами, в IX–XI вв. основные произведения греческих математиков, астрономов, механиков были переведены на арабский язык и включены в процесс преподавания; начиная с X и особенно с XII в. их, в свою очередь, перевели на латынь. С этого времени наука в лице математических дисциплин заняла неотъемлемое место в обществе, закрепленное появлением университетов, начальной ступенью образования в которых стали науки квадривиума. Проблема соотношения когнитивных и социальных факторов в развитии науки, которой мы занимается, представляется нам не только теоретически значимой, но и актуальной, поскольку ее решение позволяет уточнить, какие формы социального признания и поддержки науки являются наиболее важными и перспективными. Античный опыт институализации науки путем преподавания математических дисциплин, которые считались ценными для формирования личности, может оказаться востребованным и в современных дискуссиях об образовании и о пользе науки для общества. Предлагаемый нами социологический подход к античной науке, исследование ее социальных основ, трактовка математического образования как способа институализации античной науки и расширения ее места в общественном сознании, использование созданной нами компьютерной базы античных ученых являются новыми и ранее не практиковались. Результатом нашего проекта должно стать определение тех факторов, которые способствовали становлению античной науки как престижной социальной деятельности и обретению ею качеств автономного социального института. Подробный анализ вхождения квадривиума в программу образования продемонстрирует удивительную устойчивость этой ставшей универсальной практики.

 

Грант РФФИ № 20-011-00204 «Из центра на периферию: изменение ландшафта российской науки в экстремальных исторических условиях, 1918-1922»

Сроки: 2020–2022

Руководитель: к.ист.н. Е.Ф. Синельникова

Аннотация
Перемещение профессорско-преподавательских и научных кадров из центра на периферию произошло в результате социально-политического и экономического кризиса, разразившегося в России после Октябрьской революции. Этот процесс начался с конца 1917 г., но особенно массовый характер приобрел в 1918-1919 гг. Внутренняя миграция ученых привела к тому, что в стране сформировался качественно новый научно-образовательный ландшафт. В крупных провинциальных городах были созданы новые учебные заведения, научные общества, музеи и библиотеки, объединившие ученых центра и представителей местной научной интеллигенции. Профессорско-преподавательский состав уже существовавших вузов также существенно пополнился столичными учеными; впервые систематическому всестороннему изучению подверглись значительные территории страны. Цель проекта — детальное и комплексное изучение и анализ изменений, происходивших в ландшафте русской науки в первые годы советской власти (1918-1922). Территориальные рамки исследования – регионы России, в которых установление советской власти произошло сравнительно быстро, в первую очередь Поволжье. Впервые будет показан сложный процесс взаимодействия профессиональных ученых приехавших из центра (Петрограда и Москвы) и представителей местной научной интеллигенции в деле спасения памятников истории и культуры, комплектования музейных и архивных фондов как основы будущих исследований, создания новых государственных и общественных научных структур, организация научных исследований, привлечения молодежи и подготовки новых кадров для научной работы. Будет проанализирована деятельность в провинции и взаимоотношения с центром в первые годы советской власти таких выдающихся ученых как академик В.Н. Перетц, член-корреспондент АН С.Д. Балухатый, будущий академик М.Н. Тихомиров, В.П. Адрианова-Перетц, С.Л. Франк и др. Будет выявлен и обобщен конкретный материал о характере и результатах совместных усилий представителей науки центра и местных научных сообществ по развитию науки на местах, по организации и проведению революционных преобразований в этих областях жизни общества, по созданию новых составляющих научной инфраструктуры. Будут выявлены роль и значение деятельности в провинции и ее результатов для дальнейшей научной карьеры ученых, которые начиная с конца 1917 г. пребывали на периферию. Предполагается сделать акцент на том, как строилось взаимоотношения созданных в эти годы государственных и общественных научных структур с центральными и местными органами государственной власти. Актуальность данного исследования определяется необходимостью учета и осмысления опыта изменений научно-образовательного ландшафта России в условиях революционных преобразований, поиска новых форм и методов управления обществом, которые бы соответствовали советской государственности, т.е. государству нового типа. Этот опыт может быть полезен при выработке оптимальных путей реформирования науки и образования в настоящее время.

 

Грант РФФИ № 18-311-00098 «Институциализация статистической науки в академическом пространстве России: формы, персоналии, исследовательские программы. (XVIII-первая половина XIX в.)»

Сроки: 2018–2019

Руководитель: к.ист.н. Скрыдлов А.Ю.

Аннотация
Кардинальные перемены в общественно-политической и социально-экономической жизни России требуют от современной статистической науки разработки новых исследовательских направлений и организационных форм деятельности. Актуальность статистических знаний сегодня объясняет необходимость обращения к истории статистической науки. Комплексный ретроспективный анализ эволюции статистической науки и практики, выявление исторически сложившихся элементов ее организации может способствовать эффективному развитию статистической науки на современном этапе. В рамках проекта впервые в историографии предполагается провести детальный анализ процесса становления статистической науки как социального института, поместив его в общественно-политический и социокультурный контекст. Помимо обобщения и переосмысления уже известных фактов, связанных с историей отечественной статистики, значительное внимание будет уделено выявлению и введению в научный оборот новых архивных материалов. В рамках проекта планируется рассмотреть особенности становления организационных форм отечественной статистики в XVIII – первой половине XIX в., персональный состав сообщества ученых-статистиков в этот период, а также содержание предложенных ими исследовательских программ. Историко-научный и социологический анализ процесса институциализации статистики может способствовать преодолению сложившихся в советской историографии стереотипов в оценке дореволюционной «буржуазной» статистической науки. Кроме того, историческая ретроспектива позволит глубже понимать стоящие перед современной статистикой фундаментальные задачи, а введение в научный оборот новых исторических источников позволит заполнить имеющиеся историографические лакуны. Полученные в результаты и выводы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории статистики, спецкурсов по науковедению, а также могут быть применены при разработке концепций организации статистической науки на современном этапе.

 

Грант РФФИ № 19-111-50412 «Российская школа государствоведения о предмете и методе статистической науки (конец XVIII — первая половина XIX вв.)»

Сроки: 2019–2020

Руководитель: к.ист.н. Скрыдлов А.Ю.

Аннотация
Выбор оптимальных управленческих решений в современной России во многом определяется качеством статистических исследований. Перемены в общественно-политической и социально-экономической жизни страны делают актуальными проблемы статистической науки и требуют от нее разработки новых направлений и методик проведения исследований. Очевидно, что для более эффективной организации статистических исследований сегодня, необходим детальный ретроспективный анализ эволюции статистической науки и практики, выявление исторически сложившихся, стабильных элементов ее организации и методологии. В этом контексте особый исследовательский интерес представляют труды представителей школы государствоведения – раннего направления статистической науки, которое сложилось в России под влиянием немецкой университетской статистики в конце XVIII – первой половине XIX вв. Целью проекта является подготовка обзора основных трудов российских статистиков-государствоведов, а также анализ изложенных в них теоретических положений о задачах статистики как науки, предмете и методологии статистических исследований. Постепенное расширение статистической практики на протяжении XVIII в. привело к закономерному этапу ее теоретического осмысления. Вопросы статистической теории начали подниматься в трудах российских ученых с начала XIX в. Впервые в российской статистической науке проблему теории статистики поставил К. Ф. Герман, который изложил свои взгляды в статье «Теория статистики», опубликованной в «Статистическом журнале», а затем развил в книге «Всеобщая теория статистики» (1809). Предлагая методологию статистических исследований, Герман стремился создать стройную систему, согласно которой следовало определенным образом располагать материал при статистическом описании. При этом главной задачей статистической науки ученый считал не только описание «государственных достопримечательностей», но и изучение причинно-следственных и количественных закономерностей. Помимо Германа о научном содержании статистики в первой половине XIX в. высказывались и другие представители государствоведения – И. А. Голицын («Статистические таблицы», 1807), Е. Ф. Зябловский («Статистическое описание Российской империи…», 1815), А. Г. Ободовский («Теория статистики в настоящем состоянии…», 1839). Все они развивали в своих трудах идеи Германа и стремились по-своему определить цели и методы статистики, не удовлетворившись определениями немецких классиков Г. Конринга и Г. Ахенваля. К концу 1830-х гг. в российской статистической литературе окончательно утвердилось положение о необходимости изучения причинно-следственных взаимосвязей и раскрытия сущности законов жизни государства. В. С. Порошин в своем труде «Критические исследования об основаниях статистики», (1838) сформулировал тезисы о том, что «как не летопись – не история, так и описание – не статистика <…> статистика сравнительно-прагматическая совершеннее всякой другой статистики». И. И. Срезневский («О предмете и элементах статистики и политической экономии сравнительно», 1839) и А. П. Рославский («Руководство к статистике», 1844) противопоставляли себя описательнойшколе и развивали идею закономерностей исторического развития общества. Статистика, по их мнению, не должна ограничиваться простой систематизацией фактов, но изучать эти закономерности. Подготовка обзора трудов российских статистиков-государствоведов позволит на новом исследовательском уровне обобщить подходы к изучению статистической науки на раннем этапе ее существования, что заполнит существующую в историографии лакуну. Изучение эволюции теоретических подходов к изучению статистики будет способствовать изменению сложившихся в советской историографии стереотипов, связанных с развитием дореволюционной буржуазной науки, а также позволит углубить современные историко-статистические знания.

 

Грант РФФИ № 20-011-00407 «Статистическая наука и государственная власть в России: формы и особенности взаимодействия (XVIII – первая половина XIX вв.)»

Сроки: 2020–2022

Руководитель: к.ист.н. Скрыдлов А.Ю.

Аннотация
Эффективность государственного управления напрямую зависит от полноты информации о процессах, протекающих в обществе. Выбор оптимальных управленческих решений в современной России во многом определяется качеством статистических исследований, которое зависит от продуктивности взаимодействия государственной власти, научных статистических организаций и ученых. Государственные органы статистического учета и многие научные центры изучения статистики сегодня находятся в состоянии реорганизации. Поиск оптимальных форм их работы делает необходимым и актуальным изучение исторических особенностей взаимодействия государственной власти и научного статистического сообщества. Комплексный ретроспективный анализ взаимоотношений государственных институтов и статистической науки на разных этапах истории России может способствовать как плодотворному развитию статистической науки, так и проведению более результативной политики модернизации страны в современных условиях. В рамках проекта впервые в историографии предполагается провести комплексный анализ государственной политики в отношении статистической науки в России в конце XVIII – первой половине XIX вв., поместив его в широкий общественно-политический и социокультурный контекст. Помимо обобщения и переосмысления уже известных фактов, связанных с историей отечественной статистики, значительное внимание будет уделено выявлению и введению в научный оборот новых архивных материалов. С использованием современных методологических подходов на новом исследовательском уровне будут рассмотрены вопросы взаимодействия ведущих научных центров изучения статистики с органами государственной власти; проанализирована государственная политика в области подготовки статистических кадров и развития статистического образования; изучена система государственного финансирования статистических исследований в России; проанализированы особенности цензурной политики в отношении статистических работ. Историко-научный анализ форм и особенностей взаимодействия государственной власти и статистики может способствовать преодолению сложившихся в советской историографии стереотипов в оценке дореволюционной «буржуазной» науки. Кроме того, историческая ретроспектива позволит глубже понимать стоящие перед современной статистикой фундаментальные задачи, а введение в научный оборот новых исторических источников позволит заполнить имеющиеся историографические лакуны. Полученные в результаты и выводы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории статистики, спецкурсов по науковедению, а также могут быть применены при разработке концепций организации статистической науки на современном этапе.

 

Грант РФФИ № 17-33-01046 «Естественнонаучные и социальные аспекты развития продукционных представлений в российской-советской гидробиологии в первой половине ХХ века»

Сроки: 2017–2019

Руководитель: к.биол.н. Рижинашвили А.Л.

Аннотация
Проект посвящен разработке периодизации и анализу когнитивных и социальных особенностей истории отечественной продукционной гидробиологии как экологической науки в первой половине ХХ века. Анализ направлений исследований в области продукционной гидробиологии в ХХ веке необходим для развития истории фундаментальной экологии в целом, особенно по линии периодизации истории экологии; истории методологии науки; исследования специфики отечественной науки; изучения взаимоотношений в системах «наука и власть», «наука и общество». Кроме того, исследование ряда частных вопросов в этой научной проблеме позволит закрепить приоритет советских и российских ученых—экологов. Впервые ставится задача проанализировать работы гидробиологов первой четверти ХХ века (их традиционно не считают продукционистами) с точки зрения поиска ранних продукционных представлений, предшествовавших оформлению продукционной гидробиологии в последующие десятилетия. Анализ будет проведен с позиции выявления признаков синтеза в экологии, по нашему мнению, аналогичного синтезу в эволюционной биологии. В анализ впервые включается архивный материал (личная переписка, неопубликованные материалы, ведомственные отчеты), которая позволит восстановить методологические установки исследователей, когнитивные и социальные предпосылки их исследовательских планов. Также впервые вводится в научный оборот материалы некоторых научных архивов, которые ранее не исследовались историками науки (научный архив Государственного гидрологического института, Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства). Будут разработаны: периодизация истории продукционной гидробиологии в России–СССР в первой половине ХХ века; теоретическая концепция «синтеза 1930–1940-х гг.» в экологии; аналитическая характеристика нетрадиционных продукционных концепций, их сути и взаимосвязи; представления о роли отдельных персоналий в развитии продукционного направления; идеологический контекст дискуссии вокруг продукционно-энергетического направления в советской гидробиологии. Разработка истории продукционно-энергетических представлений в экологии необходима для построения современной теории биосферы. Полученные научные результаты могут быть использованы для формирования современных программ рационального использования воды и водных биологических ресурсов, дополняя и расширяя традиционные методики обоснования норм изъятия биоресурсов и проектирования предельной нагрузки на водоем. Результаты будут изложены в серии статей и доложены в виде устных докладов на ряде международных и всероссийских конференций.

 

Грант РФФИ № 18-011-00733 «Восприятие достижений фундаментальной экологии в советском-российском обществе в ХХ веке и его последствия»

Сроки: 2018–2020

Руководитель: к.биол.н. Рижинашвили А.Л.

Аннотация
Правильное понимание задач и достижений экологии как фундаментальной науки в современном российском обществе необходимо для успешного развития страны в отношении энерго- и ресурсо- сбережения, обеспечения высокого качества жизни населения, и т.д. В свою очередь это понимание невозможно без анализа предпосылок и путей «экологизации» сознания в обществе. Цель проекта — раскрытие (на историко-научной и естественно-научной основе) этапов и особенностей формирования современного взгляда на экологию в общественном сознании (включая профессиональное сообщество биологов) в России, его имеющихся и возможных последствий, путей их преодоления. Внимание будет сосредоточено на периодах с конца 1920-х гг. по настоящее время. Впервые будет проведен историко-научный анализ отождествления в общественном сознании экологии и охраны природы, моральных и этических норм и принципов взаимодействия со средой. Впервые проверяется гипотеза о том, что истоки такого отождествления следует искать в особенностях развития экологии сообществ в 1930-х гг., деформированном идеологически навязанной обязательной практической полезностью таких исследований и генеральным планом преобразования природы. Предполагается разработка концепции закономерностей трансформации в общественном сознании фундаментальной науки в прикладную отрасль (равно связанную и с защитой среды, и с социальным благополучием и здоровьем человека) и систему этических и эстетических взглядов. На пути разработки этой концепции будет проведена периодизация истории экологии и разработана сравнительная характеристика различных взглядов на эксплуатацию природных ресурсов. Результаты могут быть использованы в качестве модели для анализа проблемы связи науки и общества. В прикладном отношении работа важна с точки зрения выработки разумных принципов пропаганды экологического знания и разработки природоохранных мероприятий.

 

Грант РФФИ № 18-511-22002 «Международные научные связи генетиков во второй половине 1960-х- начале 1990-х гг. (опыт России и Франции)»

Сроки: 2018–2021

Руководитель: С.В. Шалимов

 

 

РГНФ № 16-03-00475а «Российско-монгольское научное сотрудничество (1920-е — 2000-е гг.): циркуляция знания, институциональных форм, контекст, коммуникационные сети»

Сроки: 2016–2018 гг.

Руководитель: к.и.н. Юсупова Т.И.

 

РГНФ № 16-41-93013 к(д) на издание научно-популярного труда «Путешествие как образ жизни: исследователь Центральной Азии П.К. Козлов».

Сроки: 2016 г.

Руководитель: к.и.н. Юсупова Т.И.

 

РГНФ № 15-03-16501д1 «Академия наук в контексте историко-научных исследований (XVIII первая половина XX вв.)»

Сроки: 2015–2016 гг.

Руководитель: д.и.н. Смагина Г.И.

 

Грант РГНФ № 15-03-00213 «Социокультурный анализ эллинистической науки».

Сроки: 2015–2017 гг.

Руководитель: д.филос.н. Жмудь Л.Я.

 

Грант РГНФ № 15-01-00005 «Внутренние структуры карты Птолемея: опыт исследования географических источников древности средствами современных геоинформационных систем»

Сроки: 2015–2017 гг.

Руководитель: к.и.н. Щеглов Д.А.

 

Грант РГНФ № 15-03-00017 «Мобилизация и реорганизация науки в годы Первой мировой войны».

Сроки: 2015–2017 гг.

Руководитель: д.филос.н. Колчинский Э.И.

 

Грант РГНФ № 15-33-01225 «Институт общей генетики АН СССР и академик Н.П. Дубинин (1966–1991)».

Сроки: 2015–2017 гг.

Руководитель: к.и.н. Шалимов С.В.

 

25-29 октября 2021 – XLII Международная научная годичная конференция Перейти