ФОТООТЧЕТ о работе VIII Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН (17-21.10.2022)

17–21 октября 2022 года в Санкт-Петербурге состоялась VIII Научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН «Формальные и неформальные институции в развитии науки»

В работе школы участвовали  молодые ученые, научные сотрудники, аспиранты, магистранты и студенты старших курсов, чьи научные интересы связаны с проблематикой истории науки и техники.

Изучение истории научного сообщества является важнейшей задачей для анализа потенциала развития науки. От эффективности взаимодействия внутри корпорации ученых напрямую зависит результат научных исследований. Для плодотворного развития научного сообщества необходимо изучить механизмы возникновения формальных и неформальных институтов.

Работа Школы проходила по трем направлением. Первое из них – это рассмотрение формальных способов структурирования научного сообщества, что выражается в создании и функционировании административно упорядоченных исследовательских групп. Обсуждались вопросоы истории Российской академии наук, университетов и университетской науки, а также принципов работы научной бюрократии и управления наукой.

Вторым направлением деятельности школы было изучение роли и места неформальных институций в системе организации научных исследований. В центре дискуссии в рамках этого направления – такие структуры неформальных институций как научные общества, домашние семинары, научные семьи, кружки, научные школы, в которых дружеские и семейные связи тесно сплетались с образованием и социализацией учеников. Развиваясь параллельно с официальными, эти неформальные институции являлись площадками для дискуссий представителей разных дисциплин по широкому кругу научных и социально-культурных проблем. В рамках этого же направления предметом обсуждения стали неэкспертные акторы в развитии науки, т. е. вклад широкого круга волонтеров, многие из которых могут быть любителями, не имеющими специальной подготовки в проведении научных исследований. Еще одна тема для анализа – исследование феномена изобретательства и его роли как социального явления для научного сообщества.

Третьим направлением деятельности школы являлось обсуждение вопросов взаимодействия и связи неформальных институций с формальной институциональной системой. Такой подход позволил расширить трактовки самоорганизации внутри образовательных и научно-исследовательских учреждений, определить механизмы формирования сетевых структур и коммуникативных полей ученых, проанализировать сложные взаимосвязи внутри научного сообщества.

В рамках школы также прошли лекции, мастер-классы ведущих российских историков науки. Дополнительная экскурсионная программа включала посещение Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, Музея И.П. Павлова в Колтушах, Музея истории Санкт-Петербургского политехнического университета, Горного музея, Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

По итогам проведения школы планируется издание электронного сборника, индексируемого в базе РИНЦ.


 

ПРОГРАММА VIII Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН доступна по ССЫЛКЕ

Информационное письмо VIII Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН доступно по ССЫЛКЕ